среда, 18 апреля 2012 г.

XIX Чтения исследовательских работ им. В.И. Вернадского

10-13 апреля 2012 года в Москве прошел очный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского – XIX Чтения исследовательских работ.

Конкурс им. В.И. Вернадского «вырос» из небольшой школьной конференции: много лет назад Домом научно-технического творчества молодежи и Лицеем № 1553 «Лицей на Донской» (тогда – «Донская гимназия») были проведены первые Чтения. Подростки представили результаты своих учебно-исследовательских работ, которые проводились под руководством учителей. Материал набирался во время экспедиций и на уроках. Исследование выступало как способ обучения не только предмету, но и профессиональной коммуникации: в процессе подготовки работы и ее презентации требовалось провести весь цикл научной работы, а также научиться правильно представлять ее аудитории. Каждый текст рецензировался специалистом из соответствующей области науки. Такая форма научно-образовательного общения была признана очень продуктивной, а интерес к участию показал широкие перспективы проекта.
К 2012 году число работ-конкурсантов увеличилось в несколько сот раз: на заочный тур было подано более 1900 заявок, к очному допущено 868 работ. В Москву приехали авторы около 550 работ из 75 регионов России, а также Казахстана, Украины, Белоруссии, Чехии и Словакии. 135 ребят получили дипломы лауреатов, четыре человека были награждены премиями Президента для поддержки талантливой молодежи.
В качестве проводящих организаций выступили Российская академия наук, Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», Департамент образования города Москвы, Окружное управление образованием города Москвы, Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, Лицей № 1553 «Лицей на Донской»,
Работы были представлены по 28 секциям естественно-научного и гуманитарного направлений.
XIX Чтения проходили в Год российской науки и были приурочены к двум важным для России датам – 1150-летию российской государственности и 200-летию Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, что определило и тематику ряда работ, и научную программу.  
Торжественное открытие Чтений прошло в Большом концертном зале Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Со сцены ребят и их руководителей поприветствовали деятели науки, представители управления образованием.
Очный тур традиционно состоит из двух этапов: стендовая и докладная сессии. В рамках стендовой сессии все участники представляют свои работы на суд коллег и экспертов. Главная задача – компактно представить информацию о работе и грамотно рассказать о полученных результатах.   
На докладную сессию выносятся самые разные материалы и прежде всего те работы, которые могут вызвать бурное обсуждение: таким образом участники получают возможность поучаствовать в научной полемике; слушатели учатся видеть проблемные места в чужих работах, докладчики — отстаивать свою точку зрения. Докладная сессия позволяет более подробно рассказать о ходе самого исследования и проблемах, возникших на пути юного ученого.
Как правило, ведение научной работы состоит из планомерного, где-то даже рутинного сбора фактов, систематического проведения опытов и анализа полученных данных. Участие в публичных прениях дает возможность озвучить результаты теоретических выкладок, подсчетов и экспериментальных работ (не каждый ученый может продемонстрировать перед публикой то, чем именно он занимается, работая над исследованием, ведь некоторым для этого требуется целая лаборатория, которую не так просто привезти с собой!). Главное — корректная, четкая подача результатов, соответствующая уровню «взрослой» науки. В качестве ведущих секций выступают титулованные ученые, которые не только направляют течение дискуссии, но и учат правилам ведения научных бесед.
Чтения им. В.И. Вернадского – это и образовательно-просветительское мероприятие: одной из программ является Научный лекторий. Каждый год известные ученые читают лекции и проводят семинары по актуальным проблемам науки. В этом году первым почетным гостем Чтений стал академик, доктор исторических наук, заслуженный профессор ряда российских и зарубежных академий С.О. Шмидт. Его выступление было посвящено судьбе Н.М. Карамзина и становлению российской историографии: 2012 объявлен Годом российской истории, и внимание к личности автора «Истории государства Российского» не случайно. Примечательно, что Сигурд Оттович посетил Чтения накануне своего 90-летия, пожелав юным исследователям успехов и поддержав их стремление заниматься наукой, поскольку путь научного познания — одна из лучших дорог.
Внимание было обращено и к истории российско-советской науки: С.Е. Боровиковым, экспертом группы «Конструирование будущего» (Санкт-Петербург), была прочитана лекция «КЕПС В.И. Вернадского как основа глобальной общественной трансформации». Создание Комиссии по естественным производительным силам России было важной вехой в развитии отечественного естественно-научного знания.  На тему конвергенции естественных и гуманитарных наук прочитал лекцию д.б.н., академик К.Г. Скрябин – давнишний друг Чтений, активный участник проекта.
Одна из задач Чтений – создание научного сообщества, которое бы объединило как маститых ученых, так и новичков. Общение в рамках Чтений позволяет школьникам учиться нормам ведения исследования, а также воспитывает ответственное отношение к научной работе. Взрослые ученые получают представление об уровне подготовки своей смены и могут составить прогноз развития науки в целом.
XIX Чтения им. В.И. Вернадского продемонстрировали, что исследовательский подход в образовании получает всю большую популярность, а количество увлеченных наукой школьников растет.

Инна Конрад,
пресс-секретарь Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
внешкольник.рф

Комментариев нет:

Отправить комментарий