понедельник, 4 июня 2012 г.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ГРАЖДАН»


31 мая 2012 г. в Московском  Дворце пионеров на Воробьевых горах состоится круглый стол на тему «Дополнительное образование и воспитание юных граждан».
Воспитание подрастающего поколения – это интеллектуальная, духовная, физическая, нравственная и прикладная составляющие. В разные периоды отечественной истории существовал и разный подход к сущности этих составляющих, воспитанием занимались и разные частные, общественные и государственные институты. И нужно понимать, что гражданское общество строится с детства. Термин «дополнительное образование» более локален, чем та сфера деятельности, которую он характеризует. Поэтому есть смысл говорить о процессе воспитания подрастающего поколения.

До 20-х годов ХХ века главными воспитателями были семья и церковь. Были, разумеется, и другие институты влияния: государственная школа, кадетские корпуса, приюты, благотворительные центры частного статуса. Однако, реализация основной массы прикладных навыков, дополнительных (непрофессиональных) интересов происходила благодаря семье и церкви.
В конце XIX - начале ХХ вв. проявились первые попытки систематического воздействия на ум, душу и тело подрастающего поколения через общественный ресурс. Достаточно привести в пример центры сокольской гимнастики и скаутское движение. А вот далее история страны сложилась так, что некоторое время проблемами детства не занимались вообще. В советском государстве, начиная с 1930-х годов, взгляды на воспитание и дополнительное образование приобрели системный характер. Причем, с очевидным приматом идеологии. Была выстроена воспитательная вертикаль, идейную и смысловую часть которой наполняли всесоюзные детские и юношеские организации (октябрята, пионеры, комсомол), членство в которых являлось чуть ли не обязательным. При этом, подтягивалась и материальная база: строились клубы, центры, дома пионеров, загородные лагеря и т.д. К 50-м годам окончательно сложилась централизованная система воспитания детей и подростков со всеми ее плюсами и минусами.
После распада СССР проблемы воспитания и образования вновь оказались на периферии внимания. Как государства, так и общества. Хуже того – и семьи тоже. Восстановление позиций в масштабе, который стоит обсуждать, началось только в начале века нынешнего. Очевиден количественный рост организаций различной формы собственности и различной направленности. Но так же очевидно и то, что развитие процесса носит во многом спонтанный характер. Пришло время понять, насколько этот путь правильный, и в какой именно корректировке он нуждается. Вот именно это и будет обсуждаться экспертами на круглом столе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий