вторник, 24 июля 2012 г.

Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося


Максимова Е.Д. директор ЦВР «Лад», г. Радужный, Владимирская обл.
ИВАНОВА И.А. зам. директора по УВР МОУ ДОД ЦВР «Лад» 
Попова И.Н. руководитель опытно-экспериментальной площадки, к.п.н., доцент 

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития ребенка под руководством педагога дополнительного образования. Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных траекторий обучающихся, создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных образовательных программ. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по реализации педагогического сопровождения и отслеживанию личностного развития обучающихся на всех этапах взаимодействия педагога и ребенка как необходимого условия достижения качества образования в УДОД. 
Сегодня к числу эффективных технологий управления качеством образования относится мониторинг. Благодаря своей системности организации, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности мониторинг идет дальше привычной традиционной педагогической диагностики. 
Мониторинг качества образовательной деятельности в УДОД является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им образовательной программы и осознанию личностного роста. За последнее время накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Он широко представлен в публикациях Г.П. Будановой, Л.Н. Буйловой1, Н.В. Кленовой, В.Ф. Ломовой, А.В. Меренкова2 и др. В качестве методических рекомендаций опубликованы мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе и мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы3.
В настоящих публикациях основной формой организации и оформления результатов мониторинга представлена карта педагогического наблюдения и оценки как способ наиболее демократичной подачи системы оценки эффективности образовательного процесса в УДОД. В приведенных нами примерах организации мониторинга эффективности образовательного процесса в дополнительном образовании подходы к оценке результатов педагогического наблюдения основываются на квалиметрическом принципе оценивания, т.е. сравнительной системе, позволяющей, с одной стороны, дать некую условную оценку, с другой стороны, эта оценка грешит усредненностью в определении качества полученных результатов. Отсюда несложно сформулировать возникающее противоречие: с целью развития технологического обеспечения индивидуализации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования необходимо разрабатывать и использовать специализированный педагогический инструментарий, однако существующие на сегодняшний день разработки нуждаются в дифференциации не только способов оценивания результатов, но и путей их достижения, что может быть конкретизировано в содержании деятельности педагога по сопровождению индивидуального образовательного процесса обучающегося.
В рамках педагогического эксперимента по проблеме психолого-педагогического сопровождения индивидуальной траектории развития ребенка в УДОД, который проводился 2006-2010 гг. на базе МОУ ДОД ЦВР «ЛАД» г. Радужный Владимирской области, в качестве нетрадиционной формы организации мониторинга процесса и результатов развития ребенка была разработана и апробирована индивидуальная маршрутная книжка обучающегося. 
Цель разработки такой нетрадиционной формы индивидуального мониторинга заключалась в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию его ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации его индивидуального образовательного процесса с тем, чтобы повысить качество образования, а также проанализировать, обобщить и распространить положительный опыт деятельности педагогов. 
Индивидуальная маршрутная книжка – это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении образовательной программы дополнительного образования и личностных достижениях (Приложения 1, 2). Она включает в себя несколько наиболее четко выраженных разделов:
1. Общие сведения об учащихся (ФИО, дата рождения, год поступления в УДОД, адрес, данные о родителях и др.);
2. Информация о детском объединении, в которое поступает ребенок (название объединения, ФИО педагога, программа деятельности объединения);
3. Мотивация ребенка к занятиям в объединении и освоению программы;
4. Задачи по годам обучения (индивидуально, согласно особенностям развития обучающегося); 
5. Особенности освоения программы дополнительного образования, личностного развития (Приложение 3, 4) и персональные достижения;
6. Ожидания ребенка от занятий в детском объединении;
7. Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка;
8. Самоанализ развития выпускника детского объединения;
9. Рекомендации выпускнику со стороны педагога.
Ведение настоящей индивидуальной маршрутной книжки основывается на организации непрерывного педагогического взаимодействия и рефлексивном подходе в оценке процесса и результатов образовательной практики и личностного развития, прогнозировании возможного взаимодействия в будущем. 
Это служит базой постановки конкретных субъектно окрашенных целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации. Непрерывная организация педагогического процесса основывается на ряде основных принципов: сотрудничества, конструктивности, компетентности. 
В такого рода мониторинговом слежении и прогнозировании, который предлагает индивидуальная маршрутная книжка обучающегося, нет необходимости стремиться к сбору максимально возможного количества информации, поэтому оценка осуществляется на базе некоторого ограниченного набора показателей, в своей совокупности позволяющих представить картину развития ребенка в конкретном творческом объединении в целом. 
Это становится возможным при четкой определенности объектов и предметов мониторинга; участии в мониторинге каждого субъекта образовательного процесса; наличии единых параметров, критериев слежения и оценки образовательных результатов; гласности, открытости, управляемости и гибкости мониторингового процесса; научно-методическом и психологическом обосновании мониторинга. Наличие единых параметров и критериев оценки образовательных результатов выступает показателем договоренности педагогического коллектива об общем понимании образовательных результатов в учреждении дополнительного образования, является содержательной основой, системообразующим фактором проектирования мониторинговой системы учреждения. 
Методы, используемые в индивидуальной маршрутной книжке как особом инструменте мониторингового характера – это педагогическое наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, рефлексивные приемы сопровождения и оценки состояния участников образовательного процесса (рисуночные методики, метод незаконченных предложений). 
В процессе применения индивидуальной маршрутной книжки выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, определяется характер отношения педагога к процессу развития и результатам образовательного процесса конкретного ребенка, заинтересованность в его продвижении и другие значимые педагогические аспекты. 
Индивидуальная маршрутная книжка для педагога дополнительного образования – это инструмент, сопутствующий максимальной индивидуализации образовательного процесса наряду с индивидуальной образовательной программой, это педагогическая технология, позволяющая педагогу оттачивать свое профессиональное мастерство в условиях дифференциации образовательного процесса, а для обучающихся и их родителей – это возможность получить информацию от педагога и самого ребенка о том, как протекает процесс дополнительного образования, на что необходимо обратить внимание, каковы перспективы персонального роста и развития. Практика использования маршрутных книжек в ЦВР «ЛАД» г. Радужный показывает, что их появление вызвало положительный отклик как у детей, так и у их родителей. Вот только некоторые из высказываний, отражающие отношение к этой инновационной разработке:
 «Мне эта книжка очень понравилась, она веселая. В ней я могу отразить свое настроение» Алена Б. (9 лет);
 «Маршрутная книжка очень понравилась! В ней я могу отражать свои успехи на протяжении всего курса обучения, могу отразить свои ожидания и успехи» Эллина Ш. (7лет);
 «Очень здорово, что появилась «Маршрутная книжка». Некий «паспорт» для маленьких человечков, где можно увидеть продвижение и успехи ребенка в течение всего периода обучения. Это новшество нас, родителей, очень радует, нам очень нравится индивидуальный подход к обучению и воспитанию наших детей» мама Полины И.В. Ильина;
В настоящее время можно говорить о том, что индивидуальная маршрутная книжка привлекла внимание педагогов дополнительного образования и других учреждений ДОД во Владимирской области. Стали появляться модифицированные аналоги в отдельных объединениях, где сами руководители не скрывают необходимости и полезности настоящего педагогического инструмента сопровождения индивидуализации образовательного процесса в УДОД.

Комментариев нет:

Отправить комментарий